Пять неотложных задач, чтобы перейти на новые Правила обеспечения СИЗ

Средства индивидуальной защиты выдача СИЗ

У вас остался месяц, чтобы внедрить в работу изменения в обеспечении работников средствами защиты. Для Единых типовых норм Минтруд установил переходный период, а для правил обеспечения — нет. Справиться с задачами в срок помогут рекомендации и готовые образцы документов от ГИТ. Сравнительная таблица пригодится, чтобы быстро актуализировать требования в локальных актах. Чек-лист с задачами августа для специалиста по ОТ поможет распределить время и ничего не упустить.

В сентябре вступают в силу два НПА, которые регламентируют обеспечение работников средствами защиты. Первый НПА все работодатели обязаны соблюдать уже с сентября — это новые Правила обеспечения СИЗ (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н). Для перехода на второй — Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, у работодателей есть время до 31 декабря 2024 года (приказ Минтруда от 29.10.2021 № 767н, далее — ЕТН).

Период действия НПА по обеспечению работников СИЗ

1. Выбрать типовые нормы

В переходный период работодатель вправе использовать действующие отраслевые типовые нормы или перейти на ЕТН, но до сентября нужно сделать выбор и оформить это решение. К примеру, издать приказ руководителя компании о дальнейшем использовании отраслевых типовых норм или о переходе на ЕТН. При решении обязательно учитывайте мнение профсоюза (при наличии).

Необязательно переходить на ЕТН сразу в сентябре или откладывать замену СИЗ до крайнего срока. Выберите в установленном диапазоне удобный для перехода период. Проанализируйте сроки носки выданных СИЗ, запасы на складе, сроки эксплуатации из техдокументации, сезонность, бюджет и сопоставьте со сроками, которые потребуются на изучение новых требований, разработку норм выдачи и затратами на закупку средств защиты.

Важно: Любые изменения Норм выдачи средств защиты нужно утверждать с учетом мнения профсоюза, если он есть

Если решите перейти на ЕТН, нужно переделать локальный акт с нормами выдачи СИЗ (далее — Нормы выдачи). Но учтите, что его придется актуализировать даже тем, кто захочет остаться на отраслевых типовых нормах. Ведь с сентября в Нормы выдачи нужно добавить информацию о классах и эксплуатационных уровнях защиты, особенностях конструкции и комплектности (абз. 1 п. 10, п. 17 Правил № 766н).

Нормы выдачи теперь придется пересматривать регулярно из-за того, что они должны учитывать не только результаты СОУТ, но и оценки профрисков. Это значит, что предусмотренных СИЗ должно быть достаточно, чтобы защитить работника от всех выявленных на рабочем месте опасностей. Поэтому работодатель обязан вносить изменения в Нормы выдачи, когда выявляет новые опасности, которые требуют выдачу дополнительных СИЗ (п. 19 Правил № 766н).

2. Разработать или актуализировать Порядок обеспечения СИЗ

Теперь на предприятиях должен быть отдельный локальный акт с порядком обеспечения СИЗ (далее — Порядок обеспечения СИЗ). Не разрабатывать такой локальный акт вправе только субъекты малого предпринимательства, для остальных работодателей документ обязателен (п. 77 Правил № 766н).

Включайте в Порядок обеспечения СИЗ обязательные разделы. Последовательно и детально опишите в разделах процедуры:

  • планирования и выявления потребности работников в СИЗ;
  • информирования работников по вопросам обеспечения изделиями;
  • предупредительно-планового характера закупки, аренды или аутсорсинга СИЗ;
  • входного контроля изделий;
  • выдачи и использования СИЗ;
  • хранения и ухода за средствами;
  • контроля за выдачей СИЗ и их применением, анализа результатов такого контроля.

Локальный порядок обеспечения СИЗ не должен просто дублировать нормы закона. В нем следует, исходя из структуры управления компании, распределить обязанности ответственных на каждом этапе обеспечения средствами защиты (п. 79 Правил № 766н).

Используйте таблицу, чтобы узнать об изменениях, которые не включили в статью. Сможете быстро разобраться в сути изменений и сопоставить новые нормы с Межотраслевыми правилами обеспечения СИЗ, чтобы актуализировать локальные документы (утв. приказом Минтруда от 01.06.2009 № 290н).

3. Утвердить новые формы карточек выдачи СИЗ

Изменилась форма личной карточки учета выдачи СИЗ (приложение 1 к Правилам № 766н). Хоть форма и рекомендуемая, оставить старую не получится, ведь теперь в карточке нужно указывать также выдачу дерматологических СИЗ. Поэтому до сентября разработайте и утвердите новую форму карточки.

Учет выдачи дежурных СИЗ теперь нужно фиксировать в отдельной карточке. Ее заполняют не на человека, а на рабочее место, за которым закрепили дежурные СИЗ. Заполняет карточку работник, который выдает средства защиты. На лицевой стороне указывают рабочее место, нормы выдачи и ответственного за дежурные СИЗ на этом участке.

Оба вида карточек учета выдачи СИЗ можно вести в электронном виде. Если выбрали электронную форму, дублировать документы на бумаге не нужно (п. 27 Правил № 766н).

4. Разработать два новых перечня по СИЗ

Перечень СИЗ, подлежащих испытаниям или проверке разработайте по информации из документации на изделия.

Если производитель указал в документах сроки испытаний или проверок исправности, включайте СИЗ в перечень. Документ поможет ответственным не пропускать установленные сроки, а вам контролировать своевременную замену СИЗ и их частей, у которых ухудшились защитные свойства (п. 59 Правил № 766н). Когда на предприятии есть профсоюз, утвердить перечень СИЗ для испытаний и проверки нужно с учетом его мнения.

Перечень СИЗ, которые остаются у работников в нерабочее время, составьте, если по условиям работы персонал оставляет их у себя после трудового дня. В локальном акте, которым утвердите перечень, укажите должности и профессии таких работников. Закрепите за ними ответственность за целостность и комплектность СИЗ (п. 61 Правил № 766н).

5. Проинформировать работников об изменениях

Обратите внимание. Можно заменить несколько видов СИЗ из ЕТН на один с совмещенной защитой, если документация подтверждает равноценные или превосходящие защитные свойства (п. 55 Правил № 766н)

Организуйте внеплановый инструктаж для всех работников, которые используют СИЗ или отвечают за обеспечение ими. Разработайте приказ о проведении внепланового инструктажа, укажите в нем ответственных и сроки. Для удобства подготовьте программу инструктажа, чтобы непосредственные руководители ничего не упустили.

На инструктажах работникам следует рассказать об их обязанностях. Работники должны не только правильно применять выданные им СИЗ, но и проводить их осмотр перед началом работы, информировать работодателя о порче, неисправности, утрате или пропаже СИЗ. Испорченные и негодные изделия обяжите возвращать работодателю.

Укажите в инструкциях по ОТ еще одну новую обязанность работников — информировать работодателя о любых изменениях своих антропометрических данных. Знать актуальный рост, вес и объемы работника важно, чтобы правильно подобрать размер каски, спецодежды, спецобуви и других СИЗ (п. 12 Правил № 766н).

После того как выполните все задачи, запланируйте проверки

С сентября контролируйте, как в подразделениях соблюдают новые правила обеспечения средствами защиты. Убедитесь, что ответственные правильно ведут выдачу и прием СИЗ. Проверяйте лично, что работники эксплуатируют СИЗ в соответствии с документацией. Контролировать сроки и комплектность СИЗ, а также проверять, как их применяют работники, — прямая обязанность специалиста по ОТ (п. 3.1.3 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н).

Если выявите нарушения, оформляйте предписание на имя руководителей подразделений или директора. Форму возьмите из приложения 2 к Рекомендациям (утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 37). Сообщайте о нарушениях и изъянах в работе подразделений с СИЗ и предлагайте меры, которые помогут решить проблемы.

Используйте электронный чек-лист, чтобы сформировать план работы на август. Сначала выберете подходящий вариант для каждой задачи: «сделано»; «не сделано»; «не требуется». Рядом с задачами есть подсказки, для каких организаций их выполнять обязательно.
Нажмите кнопку «запланировать задачи на август». Сервис сформирует список ваших дел, в котором можно установить для себя срок выполнения. После того, как расставите даты, жмите кнопку «сформировать план задач» и получите список в формате word. План сформируется в календарном порядке: чем раньше вы установили срок выполнения, тем выше будет задача. Для каждой задачи увидите подсказку, которая поможет ее выполнить.